Интернет-журнал о мебельной отрасли 

Почему торговля мебелью растет быстрее производства

Около 400 млрд долл. «стоит» сегодня мировой мебельный рынок. Эти данные нашли отражение в отчете «200 лучших производителей мебели в мире» Миланского Центра промышленных исследований CSIL. Согласно результатам исследования, среднедушевые расходы населения на мебель по всему миру растут, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который начинает играть все более важную роль наравне с давно сложившимися крупными рынками.

Ситуация на мировом рынке мебели

В последние шесть лет на мировом рынке мебели наблюдалась следующая тенденция: торговля мебелью росла быстрее, чем ее производство. Более половины мирового мебельного производства сегодня располагается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где изготовлением предметов интерьера занимаются быстрорастущие местные компании во многом за счет инвестиций со стороны предпринимателей из стран с развитой экономикой. Появляется ряд новых предприятий, особенно на новых рынках, которые производят все большее количество мебели.

Мировая конкуренция

CSIL сделал обширную выборку, позволяющую определить 200 лучших производителей мебели по всему миру и составить объективную картину мирового мебельного рынка. Эта группа компаний составляет около 23% от общего объема производства мебельной продукции по всему миру. Данный показатель указывает на достаточно низкую концентрацию в мебельном секторе — на рынке традиционно доминируют небольшие предприятия. В целом на производствах компаний из топ-200 трудятся порядка 795 000 человек.

Львиная доля компаний — лидеров рынка сосредоточена в Европе — более 40% предприятий, фигурирующих в отчете, имеют головной офис в Европейском Союзе (включая Норвегию и Швейцарию). На втором месте — Азиатско-Тихоокеанский регион, где сосредоточена почти треть компаний (31%). В Северной Америке находятся головные офисы четверти топовых мебельных предприятий (22%), 2% — в Центральной и Восточной Европе, России и Турции, 2% — на юге Америки.

Около 65% компаний из топ-200 занимаются исключительно производственной деятельностью, оставшиеся 35% выступают в роли производителей и продавцов, напрямую управляя собственной розничной сетью. Их торговые сети представлены как монобрендовыми магазинами, так и демонстрационными залами и торговыми точками, где продается мебель разных производителей. Есть также компании, работающие через дилеров, по договору франчайзинга либо через интернет.

Аналитики отмечают, что компании начинают заниматься непосредственным управлением розничной торговлей с ростом самого предприятия. Доля таких компаний выше в сегменте мягкой мебели и ниже в сегменте офисной и кухонной мебели, где часто используются другие каналы продаж. В частности, это заключение договоров с компаниями на поставку офисной мебели и поиск партнеров среди строительных организаций для реализации проекта новостроек с готовой кухней. В то же время в сегменте офисной и кухонной мебели наблюдается более высокий процент ведущих игроков.

Среди представленных в рейтинге 200 крупных компаний около 180 специализируются исключительно на предметах интерьера, их оборот от мебельного сегмента составляет 50% или более от общего оборота предприятия.

Размер компаний

Анализируя компании рейтинга, эксперты отмечают существенные различия в их размерах. Возглавляют топ-200 очень крупные предприятия, общий оборот которых превышает 1 млрд долл. В основном они специализируются на производстве кухонной или офисной мебели, многие представлены на фондовой бирже. У представителей этого сегмента средний оборот несколько выше. Фактически это более концентрированные сегменты. Например, в Западной Европе 20 крупнейших игроков имеют следующие доли в общем объеме производства: около 30% в сегменте мягкой мебели, 42% — в сегменте офисной и около 62% — кухонной мебели. В компаниях, занимающихся производством кухонной мебели, зарегистрировано более высокое среднее число сотрудников, что подтверждает больший размер организаций, специализирующихся на производстве мебели данной категории. В нижней части рейтинга представлены главным образом производители мягкой мебели и так называемой другой мебели.

Еще одним показателем, который дает представление о структуре и размере компаний, является оборот на одного сотрудника. У предприятий из отчета Миланского Центра промышленных исследований средний товарооборот на одного работника составляет 178 000 долл. Этот показатель был рассчитан для всех компаний, предоставивших данные об общем обороте и числе сотрудников.

Отдача с одного сотрудника закономерно увеличивается, когда возрастает общий оборот компании. При этом обычно возрастают размеры вложений в научные исследования и инновационные разработки, а также технологии и оборудование. Товарооборот на одного сотрудника оказался более высоким в компаниях, занимающихся производством кухонной и офисной мебели, — они обычно более крупные и менее трудоемкие.

Мировое производство мебели растет с 2011 г. Та же тенденция прослеживается в последние годы в группе производителей мебели отчета «Топ-200», которая в 2016 г. увеличила оборот на 17% по сравнению с 2011 г. Рост наблюдался ежегодно, темпы роста в компаниях-лидерах были выше, чем в целом по отрасли. Причины этого аналитики видят в том, что во время и после кризиса 2009 г. основные игроки приложили много усилий к проведению реструктуризации и другим методам оптимизации производства, что, в свою очередь, привело к положительным эффектам.

Некоторые крупные компании в странах с развитой экономикой продают значительную долю своей продукции на внутренних рынках, которые в последние годы восстанавливаются, в частности, данное утверждение справедливо для Североамериканского рынка.

Дополнительная информация

  • Автор: Павел Хлуденев, журнал Фабрика мебели
  • Наши медиа-каналы:

Специализированное издание «Фабрика мебели» – полноценный справочник и доступная площадка для профессиональных дискуссий о развитии мебельной отрасли.

Редакция

Москва, Большой Саввинский переулок, д.9, стр.3

E-mail: info@derewo.ru
Тел: +7 (499) 707-74-10

Top