Интернет-журнал о мебельной отрасли 

Как чувствует себя мировой рынок березовой фанеры

Несмотря на появление в нашей жизни новых материалов, особенно полимерных, рынок фанеры, в том числе березовой, растет. Хотя в одной из крупнейших стран-производителей — Финляндии — после 2007 г. произошло сокращение производства, в то же самое время в России его объемы значительно выросли, а прибалтийские производители в 2006–2016 гг. увеличили свой выпуск на 15%. При этом и мировые цены на фанеру демонстрируют уверенный рост.

Европа растет, Ближний Восток падает

Крупнейшим потребителем березовой фанеры (БФ) является рынок Европы, на который приходится около 40% мирового потребления. За ним следует Россия с долей в 25%. Другие важные потребители сосредоточены в Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, СНГ и Азии. В целом мировой рынок потребил в 2016 г. 4,47 млн м3 БФ.

По словам Василисы Хеннинен, представителя финской консалтинговой компании Indufor Oy, рассказавшей о состоянии мирового рынка БФ на Петербургском международном лесопромышленном форуме, ключевые сегменты потребления БФ восстанавливаются после спада 2007–2008 гг. Прогноз роста позитивный. Спрос на фанеру обуславливается увеличением на 2–3% в год строительного сегмента в Европе, хотя об устойчивой положительной динамике говорить пока рано.

По мнению г-жи Хеннинен, сегмент опалубки, скорее всего, будет развиваться, т. к. есть тенденция к общему промышленному росту; потребление паркета, зависящее от динамики жилищного строительства, предположительно, возрастет. Сократились объемы импорта паркета в Европу, что простимулирует внутреннее производство и увеличение экспорта в страны Азии, где спрос на паркет в связи с ростом среднего класса увеличивается. Европа является традиционным рынком сбыта и для российских производителей. В основном Россия экспортирует высококачественную БФ.

Наиболее дорого продают фанеру американские производители — 690 долл./м3, на втором месте — российская продукция (670 долл. / м3). Традиционно крупными потребителями российской фанеры выступают Германия, Латвия, Эстония, Италия и Великобритания. По мере улучшения состояния европейской экономики стоит ждать роста спроса на отечественный материал. Столь же традиционным для российских производителей выглядит и рынок стран Ближнего Востока. Но с падением цен на нефть там упало строительство, а с ним, соответственно, и спрос на БФ. Также существенный объем российской плиты экспортируется в страны СНГ, особенно в Казахстан и Азербайджан.

И все же ключевым центром мирового производства и потребления фанеры является Китай и регион Юго-Восточной Азии. Замедление роста китайской экономики и падение спроса на фанеру приводит к увеличению экспансии китайских производителей на внешние рынки. Эта тенденция проявилась в 2014 г. и продолжает развиваться. Стоит отметить, что китайская фанера в основном занимает нишу низкокачественных сортов древесины и на мировом рынке не является конкурентом российской БФ, хотя и выгодно отличается по цене. Но у российских производителей есть серьезный соперник — качественная малазийская фанера, которая активно пытается занять традиционные для российской плиты рынки.

Растет и внутренний рынок. Доля фанеры, потребляемой в России, уже сейчас превышает 50% от объема собственного производства. Постоянно растет потребление березового фанерного кряжа (БФК) в центральной части России — с 5 млн м3 в 2009 г. до 8,5 млн м3 сегодня. Кроме того, резко увеличили экспорт БФК Китай (1,3 млн м3 в 2016 г.) и Латвия, в Польше, наоборот, наблюдается снижение. При этом отечественные предприятия вполне конкурентоспособны на мировом рынке как по качеству БФК и растущей рыночной цене кряжа, так и по уровню зарплаты работников (у европейцев высокие затраты приводят к удорожанию производства).

Драйверы потребления

По словам старшего консультанта Indufor Oy Антти Кямяряйнена, основными драйверами потребления БФ являются рост общих экономических и социальных показателей, динамика строительства, развитие транспортной индустрии (включая LNG-танкеры) и международной торговли. Главный сегмент конечного потребления БФ в мире — строительство (включая опалубку и подмостки), на втором месте — производство упаковки, на третьем — мебель (включая паркет), далее транспорт и др.

«У БФ практически нет аналогов в сегментах, где важны технические параметры фанеры, таких как опалубка или многотоннажный автотранспорт. В этих сегментах непревзойденная удельная прочность березовой фанеры является ее сильной стороной и наделяет ее конкурентным преимуществом», — считает г-н Кямяряйнен.

Перспективы развития строительства в мире неплохие. В последние годы общее количество строящихся жилых домов в Европе особо не увеличивалось и не уменьшалось, при этом в США с 2011 г. жилищное строительство восстанавливалось хорошими темпами. По прогнозам, в отдельных европейских странах в 2017 г. рост строительства составит 11%, а в 2018–2019 гг. — около 4–6%. Ожидается, что количество строящихся жилых домов в США будет расти схожими темпами (на 4–8%) в 2017–2019 гг.

Важным сегментом потребления березовой фанеры является производство транспортных средств (в т. ч. средне- и многотоннажных). Основной причиной, формирующей текущий спрос, является старение автопарка. В Европе именно транспорт рассматривается как важный рынок потребления ламинированной БФ. Если будут увеличиваться объемы перевозок, то рынок трейлеров также будет расти, а значит и потребление БФ.

Российские производители: проблемы и перспективы

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о российском рынке. Отечественные экспортно-ориентированные производители фанеры наиболее охотно инвестируют в расширение мощностей. Рабочая сила по прежнему остается относительно дешевой, и инвестиции сосредотачиваются на модернизации старых и строительстве новых производств, повышении качества готовой продукции.

Импорт БФ традиционно невелик. В 2013–2014 гг. его доля составляла 7–8% в общем потреблении, а к 2016 г. снизилась до 3–4% и данная тенденция сохраняется. При этом российская фанера всегда была экспортным товаром, десятилетиями доля экспорта не снижалась ниже 60% от объемов производства. Россия стабильно держит четвертое место в числе лидеров среди стран — производителей и экспортеров фанеры после Китая, Малайзии и Индонезии.

Однако у производителей БФ достаточно проблем. По словам представителя ГК «ЛесТрейд» Юрия Шишкунова, у крупных отечественных предприятий растет география лесообеспечения, а плечо доставки железнодорожным транспортом доходит до 1 500 тыс. км. При этом наблюдается рост расходов на перевозки: постоянно дорожают ГСМ, введение системы «Платон» на автомобильные перевозки увеличивает себестоимость продукции, происходит постоянный рост ставок на привлечение железнодорожного подвижного состава с конца 2015 г. Сегодня уровень ставок составляет 20 000 руб. / тр. ед. и это больше ранее сформированных ставок на 50%.

Еще одна группа проблем связана с истощением доступных к заготовке и вывозке ресурсов. При этом, с одной стороны, для того, чтобы добраться до доступных запасов, нужно строить лесные дороги, а в зависимости от грунтов, высоты и ширины дороги стоимость такого строительства составляет от 500 до 800 руб. / м. С другой стороны, разработка лиственных делянок менее выгодна по сравнению с хвойными, а это значит, что лесозаготовители не очень охотно за них берутся. Если средняя маржа выхода с хвойной делянки составляет 1 000 руб., то с березовой — всего 200 руб. Кроме того, аналитики фанерного рынка отмечают общие для всего отечественного ЛПК проблемы, влияющие на производство БФ:

  • отсутствие удовлетворительного законодательства, регламентирующего работу ЛПК в целом;
  • далеко не все крупные компании модернизируют производство так, чтобы конкуренция перешла из ценового уровня на инновационный;
  • региональные барьеры выхода мешают новым компаниям выйти на рынок БФ.

В целом, несмотря на ряд серьезных проблем, отечественный рынок березовой фанеры на фоне общемировых трендов чувствует себя неплохо. И если России удастся и в дальнейшем проводить неуклонную политику в области импортозамещения, усиливать свои позиции на внутреннем и внешних рынке, то натиск на рынок БФ со стороны наших восточных соседей не станет большой проблемой.

По материалам XIX Петербургского лесопромышленного форума

Дополнительная информация

  • Автор: Тимофей Кучушев, журнал Фабрика Мебели
  • Наши медиа-каналы:

Специализированное издание «Фабрика мебели» – полноценный справочник и доступная площадка для профессиональных дискуссий о развитии мебельной отрасли.

Редакция

Москва, Большой Саввинский переулок, д.9, стр.3

E-mail: info@derewo.ru
Тел: +7 (499) 707-74-10

Top