Интернет-журнал о мебельной отрасли 

Андрей Ковалев - Экоофис

ГК «ЭКООФИС» возражает против правовой охраны товарного знака «Мебель России». Предприятие ожидают судебные тяжбы с законными владельцами торговой марки. Готовится коллективная жалоба в ФАС на грубые нарушения конкурентных прав.

Непростые девяностые годы, метко прозванные лихими, еще не успели задернуться в памяти народа пеленой забвения. Дикие законы, которые хорошо работали на территории постсоветского пространства, сегодня вновь обретают силу. В СМИ тема занятости товарного знака и претензий по нему поднимается уже не впервые. Речь идет о распространенных названиях, представляющих собой давно устоявшиеся словосочетания. Сегодня крупные финансовые претензии по этому поводу ожидают несколько предприятий, занимающихся производством и реализацией отечественной мебели.

В стране Советов понятие интеллектуальной собственности было весьма условным. Такие события, как оформление патентов, товарных знаков происходили нечасто и не являлись предметом наживы. Во времена государственной трансформации нашлись ловкие люди, которые изобрели способ активно зарабатывать на этой теме, оставаясь в рамках закона.
Как известно, все гениальное просто. Именно этим и руководствовались дельцы, которые массово регистрировали права на торговые знаки. В наименованиях они использовали простые термины, которые были у всех на слуху и не имели специфического значения.

Дальше был вопрос техники. В суды пачками подавались требования о запрете использования чужой собственности и финансовых претензиях. Компании, которые использовали эти выражения в слоганах, логотипах, вывесках, рекламе и т. д., были вынуждены платить новоиспеченным собственникам огромные компенсации. И судей совершенно не смущал факт того, что словосочетания носят общий характер и употребляются в обществе многие десятки лет.

Постепенно ситуация в стране стала выравниваться, а законы становились более совершенными и цивилизованными. Новый закон о товарных знаках запрещает регистрацию названий, содержащих общеупотребительные слова и указывающих территориальную принадлежность производства. С одной стороны нормативные требования пресекают корыстные желания. В то же время они создают препятствия для тех компаний, которые пользовались названиями из таких слов долгие годы.

Например, в 2009 году пострадавшей стороной оказалась ГК «ЭКООФИС», владеющая торговым центром под названием «Мебель России». Магазин, расположенный в районе станции метро «Электрозаводская», хорошо известен москвичам с 2003 года. Владельцы компании обратились в Роспатент с целью оформить права собственности на торговую марку. «Мебель России» отнесли к числу словосочетаний, широко распространенных в обществе, и ГК «ЭКООФИС» в получении патента было отказано.

Зато к другой компании, обратившейся с аналогичным заявлением в 2011 году, государственные структуры оказались намного лояльнее. Каким-то чудесным образом собственником торгового знака стала организация, не имеющая никакого отношения к мебели. Узаконенная «Мебель России» не стала тратиться на производство и заниматься торговлей. Она решила зарабатывать простым испытанным способом — получать компенсации за использование названия. На сегодняшний день у компании два выигранных судебных иска на общую сумму свыше полумиллиона рублей. Потерпевшими оказались одноименные торговые центры. В очереди на рассмотрение в судах еще несколько исковых заявлений, которые оцениваются в 4,4 млн. рублей.

В зону риска попадают все фабрики, выставки, торговые заведения и другие предприятия, акцентирующие внимание потребителей на мебели российского производства. В данном контексте привлечение популярного и понятного словосочетания выглядит незаконным. Остается только предположить, сколько в стране разнообразных компаний, использующих слова «мебель» и «Россия».

Вполне очевидно, что такой дутый бизнес является прибыльным. А размеры доходов измеряются числами с большим количеством нулей. Кроме финансовых потерь сомнительная коммерция оборачивается для многих предприятий уменьшением потребительского спроса и снижением авторитета. Все это в итоге приводит к вытеснению с рынка успешных и перспективных команд. На фоне всеобщего призыва к импортозамещению и обещаний помощи отечественному бизнесу такие действия со стороны государства выглядят странно и недальновидно.

Оказавшись бессильными перед силой закона, пострадавшие компании пытаются вести борьбу с недобросовестными конкурентами рыночными методами. Так, АО «Концерн «Мосмебельпром» (структурная единица ГК «ЭКООФИС»), опротестовало в Палате по патентным спорам правовую принадлежность товарного знака «Мебель России». Кроме того, группа предпринимателей, пострадавших от финансовых претензий, готова обратиться с соответствующей жалобой в Федеральную антимонопольную службу.

Специализированное издание «Фабрика мебели» – полноценный справочник и доступная площадка для профессиональных дискуссий о развитии мебельной отрасли.

Редакция

Москва, Большой Саввинский переулок, д.9, стр.3

E-mail: info@derewo.ru
Тел: +7 (499) 707-74-10

Top