Page 17 - FM2-2016
P. 17

ФМ #2 2016                                            ФАБРИКА МЕБЕЛИ АНАЛИТИКА | АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

за год импорт в стоимостном выражении снизился        Можно провести краткое сравнение цен в среднем         15
в 1,8 раза. Данные в тоннаже за 2015 год отсутству-   сегменте на некоторые виды мебели, предлагаемой
ют, так что сравнить абсолютные значения невоз-       в  магазинах, чтобы, как говорится, ощутить раз-
можно. Однако из приведенных цифр понятно, что        ницу. Например, стулья без подлокотников россий-
сокращение импорта отражает снижение конкурен-        ского производства из  массива древесины стоят
тоспособности зарубежной мебели по  отношению         в среднем 5–6 тыс. руб., подобные стулья итальян-
к  отечественной по  стоимости примерно настоль-      ского производства – о​ коло 10 тыс. руб., индийского
ко же, насколько рубль обесценился по отношению       производства – ​около 5 тыс. руб., а малазийского – ​
к мировым валютам.                                    от 4 до 5 тыс. руб. Раскладные трехместные диваны
                                                      российского производства магазины предлагают
  Действительно, в  мебельных салонах можно           по 30–40 тыс. руб., итальянского производства сход-
наблюдать сегодня такую картину. Рядом выстав-        ного функционала и  размера  – ​по  150–180 тыс.
лены два кухонных стола примерно одного функ-         руб., а  малазийского  – ​по  50–60 тыс. руб. Кровать
ционала, размера и  из  сходного материала.           двуспальная российского производства средней
Стоимость же различается в разы. Если стол отече-     ценовой категории может стоить около 30 тыс. руб.,
ственного производства стоит, например, 20 тыс.       итальянского производства  – ​около 140 тыс. руб.,
руб., то  стол итальянского производства  – ​64 тыс.  а малазийского – ​50–60 тыс. руб. и так далее.
руб. Существенный рост цен привел к более серьез-
ному падению спроса на мебель европейских про-          Как видно, больше всего проигрывает в  цене
изводителей по  сравнению с  мебелью из  стран        мебель из  Европы. Пока поставщики продукции
СНГ. Так, если импорт мебели из дальнего зарубе-      из  дальнего зарубежья распродают старые запа-
жья в  стоимостном выражении с  2014  по  2015  год   сы и  пытаются удержать покупателей из  средне-
снизился в  1,9 раза (с  2712,3  млн долл. США        го сегмента огромными скидками, доходящими
до  1418,6  млн долл. США), то  ввоз из  стран ближ-  до  50  и  даже 70%. Например, диван итальянско-
него зарубежья  – ​только в  1,5 раза (с  486,6  млн  го производства, который при современном курсе
долл. США до 320,5 млн долл. США).                    рубля к евро мог бы стоить 330 тыс. руб., магазины
                                                      предлагают за  160 тыс. Но  даже в  этом случае
  Отечественным производителям мебели можно           по стоимости такая мебель вытесняется из среднего
было  бы радоваться такой ситуации и  стараться       сегмента, уступая место российским и  азиатским
расширить производство. Однако в стране в целом       производителям.
снижается платежеспособный спрос, емкость рынка
сокращается. Снижаются и  объемы производства         В борьбе за качество
отечественной мебели. По данным Росстата, в янва-
ре 2016 года индекс производства изделий из дере-     Удержать потребителей только за  счет более низ-
ва, за  исключением производства деревянной           кой цены очень сложно. Необходимо также обес­
тары, строительных конструкций, фанеры и  плит,       печивать качество продукции. Большую роль
составил 96% к  январю 2015  года. Эти показатели     играет выбор сырья. В  1970–1980-х годах в  СССР
лишь частично отражают ситуацию в  мебельном          наблюдался удивительный феномен. Вроде бы лес
производстве, но все же позволят характеризовать      в стране был, в том числе ценные породы. Однако
положение дел. О  росте говорить пока не  прихо-      массовая мебель производилась из фанеры и дре-
дится. Зато есть вероятность того, что темпы сни-
жения объемов производства хотя бы замедляются.       Отечественной мебели стало проще конкурировать
В 2015 году индекс производства в секторе обработ-    с импортной продукцией, позиции которой на внутреннем
ки древесины и  производства изделий из  дерева       рынке серьезно пошатнулись
составил 96,6% к 2014 году, в то время как по итогам
2014 года он составлял только 94% к 2013 году.        весностружечных плит. Впечатление такое, что
                                                      массив сначала специально распиливали на щепки
Кто больше?                                           и  стружки, чтобы из  них сделать плиты, а  затем
                                                      собрать мебель. Качественную и  привлекательную
В непростой ситуации отечественным производите-       мебель из массива привозили из-за рубежа.
лям мебели важно выиграть борьбу за потребителя.
Основную роль будут играть такие факторы, как           На самом деле древесина, конечно, была, только
цена продукции, материал, из которого изготовлена     шла она за границу либо в строительство, а мебель,
мебель, качество исполнения.                          как и многие другие потребительские товары, про-
                                                      изводились по остаточному принципу. Современная
  Обвал рубля привел к увеличению разрыва в сто-      ситуация иная. В России есть необходимые матери-
имости между отечественной мебелью и  импорт-         алы и технологии для того, чтобы производить каче-
ной, то  есть усилил преимущества российских          ственную мебель. Для выпуска мебели среднего
производителей, прежде всего в  среднем сегмен-       сегмента широко используется массив древесины
те. Больше всего по  соотношению цен снизилась        ценных пород – б​ ука, дуба, ясеня. Здесь российские
конкурентоспособность мебели из  Европы. Однако       производители мебели могут конкурировать с евро-
на  российском рынке присутствуют также произ-        пейскими.
водители из  стран Юго-Восточной Азии, чья про-
дукция стоит существенно дешевле европейской.
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22